Лечение заикания / Форум

За один день нельзя изменить жизнь, но за один день можно изменить мысли, которые навсегда изменят твою жизнь

 
Чтобы оставлять сообщения, войдите под своим именем! Вход Регистрация


Регистрация? | Забыли пароль??

Поиск в разделах:


 






Минимальная длина слова для поиска – 4 символов – Максимальная длина слова для поиска – 84 символов
Использование шаблонов:
*  совпадает с любым количеством символов    %  совпадает хотя бы один символ

Лечение заикания

ПользовательСообщение

22:18
06.03.2012


psiholog

Kiev

постоялец
постоялец

сообщений 208

Сообщение редактировано 12:55 – 09.09.2015 пользователем admin


ЧТО ТАКОЕ ЗАИКАНИЕ

Опросы родителей показали, что в большинстве своем они понимают заикание как некую "механическую поломку" звукопроизношения, не связывают его со сложными психическими процессами, поэтому происходит формальный подход к воспитанию и обучению заикающихся.

Исходя из учения И. П. Павлова, заикание рассматривают как частный вид невроза — логоневроз (речевой невроз), возникающий в результате функционального нарушения высшей нервной деятельности.

Известно, что в коре головного мозга непрерывно протекают два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса — возбуждение и торможение. В норме, уравновешивая друг друга, они создают покой и благополучие для всего организма, так называемое состояние комфорта. Но когда взаимоуравновешенность этих процессов нарушается, возникает больной очаг, изменяя взаимодействие между корой и подкоркой. Выйдя из-под контроля коры, подкорковые образования начинают рассылать беспорядочные импульсы в кору, в том числе и в зону воспроизведения речи, обусловливая появление судорог в различных отделах речевого аппарата (гортань, глотка, язык, губы). В результате отдельные его компоненты срабатывают раньше, другие — позже. Темп и плавность речевых движений нарушается — голосовые связки плотно смыкаются или размыкаются, голос внезапно исчезает, слова произносятся шепотом и удлиненно — пп-поле, ббб-бе-береза, отчего мысль высказывается расплывчато, не доводится до конца, становится непонятной для окружающих.

Причины заикания – это слабость нервной системы, чаще всего обусловленная инфекционными заболеваниями (осложнения после кори, скарлатины, менингита, энцефалита), вяло текущая хроническая патология — ревматизм, воспаление легких и т. д. Иногда дети рождаются с ослабленной нервной системой, которая явилась следствием неблагоприятного протекания беременности или родов.

Это была группа причин болезнетворного характера, но есть и другая группа — дефекты воспитания. Ненормальная бытовая обстановка, ссоры родителей в присутствии ребенка, неровное отношение к нему (окрики, запугивания, наказания), наконец, разные требования в семье ранят детскую психику и влекут за собой речевое расстройство – невротическое заикание.

Науке и практике известны и многие другие факторы, например, леворукость, подражание, запинки в речи, нарушение звукопроизношения, речевое недоразвитие и т. д. Кстати, нежелательно как отставание, так и чрезмерно бурное развитие речи, побуждение детей к освоению сложных слов и предложений. Бывает и так, что ребенок, подражая неряшливой речи окружающих, стремится поскорее высказать свои мысли, сбивается, путается в звуках и начинает заикаться.

Причины заикания нельзя видеть только в испуге, являющемся дополнительным поводом для развития этого сложного нервно-психического и психомоторного расстройства. Определенную роль в возникновении заикания играет конституциональный фактор, или общая с родителями речевая, моторная и коммуникативная недостаточность.

Речь, по крайней мере, у одного члена семьи, может быть сбивчивой, скороговоркой, с проглатыванием окончаний, медленной, обстоятельной, с растягиванием слов или недостаточно отчетливой по звукопроизношению. Подобные этим особенности речи у детей делают ее более уязвимой для любого перенапряжения чаще всего в первые годы жизни.

Общая с кем-либо из членов семьи недостаточность моторики у детей относится к недостаточно развитой координации движений, скованности, напряженности или повышенной возбудимости мышц и связок артикуляционного аппарата.

Следующим фактором, способствующим заиканию, будет дизонтогенез, прежде всего генетически нарушенный темп развития речи, ее неравномерность. На это может указывать задержка появления фразовой, а в дальнейшем артикуляционно отчетливой или грамматически правильной речи.

Или же, наоборот, речь развивается быстрее, и ребенок начала второго года жизни говорит фразами, а в начале третьего года наизусть воспроизводит много стихотворений. Кроме этого, его речь отличается подчеркнутой взрослостью. Смешанный вариант состоит в первоначальной задержке речи с последующим "прорывом" – напором слов, неукротимой жаждой говорить.

Неравномерность развития речи может служить отражением неравномерности общего психического развития, например, развития интеллекта, несколько замедленного или ускоренного вначале. В широком плане можно говорить и об известной неравномерности психомоторного развития, когда лежащее в основе речи мышление опережает или отстает от возможностей артикуляционного аппарата, координации движений и общей двигательной активности.

13:40
08.09.2014


psiholog

Kiev

постоялец
постоялец

сообщений 208

Наиболее тяжелым и распространенным расстройством речи является заиканием, от которого в мире страдает 1,5% взрослых и 2% детей. Невротической формой страдают 70-80% заикающихся, а неврозоподобной формой 20-30%. Как правило, заикание возникает в раннем возрасте и при отсутствии необходимой помощи сохраняется длительное время, а иногда и на всю жизнь. Этот недостаток речи мешает человеку выбрать любимую профессию, раскрыть творческий потенциал, найти счастье в личной жизни и т.п. Заикание часто формирует такие черты характера как: нерешительность, неуверенность в собственных силах, зависимость от мнения окружающих. Поэтому лечение заикания надо начинать как можно раньше, то есть сразу после его возникновения. Квалифицированная своевременная и эффективная помощь борьбы с заиканием имеет не только медико-педагогическое, но и социальное значение.

В центре патологии речи используется комплексный подход преодоления заикания, в котором участвуют логопед, психоневролог, логоритмист и психолог, но важнейшая роль все-таки отводится родителям. Именно от них зависит успешность лечения заикания ребенка.

Продолжительность лечения заикания зависит от нескольких факторов: формы заикания, степени тяжести, психических особенностей и целеустремленности больного, осложнений вследствие других болезней. Но, несмотря на все эти факторы, надо идти к цели!

 

13:44
08.09.2014


psiholog

Kiev

постоялец
постоялец

сообщений 208

Сообщение редактировано 13:13 – 09.09.2015 пользователем admin


ЛЕЧЕНИЕ ЗАИКАНИЯ

Заикание – не только сложное речевое расстройство, но и заболевание всего организма. И поэтому наряду с педагогическими мерами заикающиеся дети нуждаются в специальном общеукрепляющем лечении.

Лечебно-оздоровительное лечение направлено на нормализацию нервно-психических процессов, на оздоровление нервной системы.

Коррекционно-воспитательное - на выработку и закрепление правильных речевых навыков; на нормализацию темпа, плавности и ритма речи; на выработку умения целенаправленно работать; активизацию речевого общения, а также на устранение дефектов звукопроизношения.

Здоровье. Для укрепления здоровья ребенка проводят различные мероприятия, назначают успокаивающие средства, препараты кальция, а также различные витамины. Медикаментозная терапия сочетается с физио- и климатотерапией, сном и т. д. Не помешают успокоительные травки и ванны.

Исключительно благоприятное воздействие на здоровье ребенка оказывают закаливающие процедуры — обтирание, обливание, купание. Обязательны прогулки, катание на санках и лыжах. Не следует забывать об утренней гимнастике и физических упражнениях, которые способствуют развитию координации движений, улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Сон. Большую роль играет сон. Заикающиеся дети должны спать 10-12 часов ночью и 2-3 часа днем.

Режим дня. Поскольку организм заикающегося ребенка в большинстве случаев ослаблен, он очень нуждается в правильном и твердом режиме дня, рациональном чередовании труда и отдыха. Размеренный ритм жизни способствует нормализации работы организма и, в частности, высшей нервной деятельности. В режиме дня предусматривают время для игр, прогулок. Причем важно, для подвижных ребят подбирать спокойные игры, для инертных – веселые, подвижные. В режим дня следует включать и элементы детского труда: ребенок может принести посуду, убрать со стола ложки, кусочки хлеба, привести в порядок детский уголок, приготовить предметы для игры. Ребенку поручают уход за растениями и т. д.

Питание. Заикающимся рекомендуется 4-х разовое питание с постоянным временем приема пищи. Питание сделать разнообразным, достаточно калорийным, хорошо витаминизированным.

Климат в семье. Родителям крайне важно создать для ребенка благоприятную, спокойную обстановку, вселять в него жизнерадостность, отвлекать от неприятных мыслей. Речь взрослых должна быть доброжелательной, неторопливой, простой. Не допускаются одергивания, окрики, наказания.

Медицинские и оздоровительные мероприятия создают физиологический фундамент для проведения специальных речевых занятий.

Программа коррекционно-воспитательных мероприятий реализуется в процессе повседневной деятельности ребенка, максимально приближается к его запросам, интересам, увлечениям, словом, коррекция речи должна протекать в естественных условиях. Ни в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка выполнять те или иные задания. Он должен все делать без особого принуждения.

Речевые занятия. Занятия логокоррекции проводятся дифференцированно, в зависимости от формы заикания: невротической (расстройство моторных структур мозга) или неврозоподобной (органико-функциональное расстройство). Речевые занятия строятся в форме бесед, просмотра дидактических материалов, элементов гимнастики, игры в группе. На занятиях надо использовать книги, игрушки, настольные игры. При этом родители должны следить за речью детей, помогать им правильно высказывать мысль, не заостряя внимания на речевом дефекте. Речевые занятия должны проводиться регулярно и в соответствии с принципом от простого к сложному, от знакомого к незнакомому. От простейших ситуативных форм к развернутому высказыванию — таков путь преодоления заикания. Это очень нелегкая задача, и успех здесь сопутствует тем родителям, которых не останавливают первые неудачи.

Занятия логоритмики. Логопедическая ритмика (логоритмика, музыкотерапия) является дополнением к логопедическому занятию. Кроме того музыкальное сопровождение вызывает у детей приподнятое настроение, положительные эмоции, которые активизируют познавательную деятельность, способствуют развитию внимания и памяти. Принцип построения занятий – тесная связь движений с музыкальным звучанием, включением речевых материалов. Ввод слова дает возможность создавать ряд упражнений, руководствуясь не музыкальным ритмом, а ритмом в стихотворной форме, что позволяет сохранить при этом принцип ритмичности в движениях.

Занятия у психолога направлены на работу с невротическим компонентом заикания, коррекцию поведения, тревожности и страхов. Задача не оградить детей от социально стрессовых ситуаций, а научить их воспринимать их спокойно, без волнения. Улучшая детско-родительские отношения, достигается максимальный результат при лечении заикания. Дети становятся более дисциплинированными, усидчивыми, уверенными в себе. Развивается их творческий потенциал, образное мышление и мелкая моторика.

 

13:55
08.09.2014


psiholog

Kiev

постоялец
постоялец

сообщений 208

НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫЕ ВОПРОСЫ РОДИТЕЛЕЙ

Почему заикание чаще всего возникает после перенесенных заболеваний?

Как известно, всякое заболевание приводит к ослаблению защитных сил организма и, в частности, нервной системы. Достаточно в этот момент подействовать травмирующему фактору, и может возникнуть заикание.

Почему при шепотном произношении заикание ослабевает? Можно ли шепот использовать как метод преодоления заикания?

При разговоре шепотом возникают облегченные условия для голосообразования: голосовые связки работают с наименьшим напряжением, голос выключен. Кроме того, заикающиеся не чувствуют той ответственности, которую они испытывают при нормальной речи. Разговор шепотом используется как один из приемов устранения заикания на начальных этапах.

Влияет ли заикание на память?

Заикание в ряде случаев, особенно у школьников, заметно снижает запоминание. Объясняется это сильным эмоциональным волнением.

 

Имеются ли лекарства, эффективно влияющие на заикание?

Медикаментов, прямо действующих на заикание, нет. Есть лекарства, которые нормализуют состояние нервной системы, т. е. физиологическую основу речи.

Почему мой ребенок меня не слышит, не реагирует на мои слова, замечания? Мне приходится часто повторять, а потом и кричать, чтобы ребенок отреагировал.

Как правило, у таких детей нервная система устроена таким образом, что сигнал до мозга доходит с определенной паузой. В результате ваши замечания он просто не слышит т.е. головной мозг его не распознает (пока не дойдет сигнал). Для этого родителям нужно набраться терпения и спокойно повторять и желательно еще и показывать, что ребенку нужно сделать.

 

В среднем преодоление заикания занимает 3-4 месяца (в зависимости от сложности и вида). Все это время надо быть рядом с ребенком и "прожить" с ним все этапы перевоспитания речи. Никогда не теряйте надежды на исправление заикания.

Помните: заикание — недуг устранимый.

12:45
09.09.2015


psiholog

Kiev

постоялец
постоялец

сообщений 208

Повторение – мать… заикания?

Основное проявление заикания заключается в том, что плавное течение речи прерывается не зависящими от воли человека мышечными судорогами, задержками дыхания и повторениями отдельных звуков. Постепенно заикание обрастает невротическими комплексами, что значительно усугубляет речевые нарушения.

Заикание не относится к необратимым нарушениям центральной нервной системы, и в большинстве случаев его можно вылечить. Существует множество методов лечения этого заболевания у детей дошкольного возраста. Выбор метода зависит от первопричины проблемы и индивидуальных особенностей ребенка.

Комплексный подход

Это наиболее эффективный метод. Комплексная система восстановления речи заикающихся состоит из пяти этапов: диагностика, перестройка патологических нарушений речи и личности, формирование правильного навыка речи, закрепление достигнутых результатов и профилактика рецидивов заикания путем проведения микрокурсов поддерживающей терапии.

Лечение начинается с того, что малыша обследуют такие специалисты, как психиатр, логопед, психолог, психотерапевт и невропатолог. Они изучают анатомические и клинические данные, намечают логопедические и психотерапевтические мероприятия, совместно назначают медикаментозное лечение. Поскольку полностью восстановить речь можно только в процессе нормального естественного общения, занятия проводятся в группе. Мам и пап обучают речевым и психологическим методикам, конечно, в сжатом варианте.

Результат: Основной курс коррекции длится 4 месяца, но для достижения 100% эффекта, специалисты рекомендуют пройти пару-тройку курсов и потом в течение нескольких лет проходить микрокурсы поддерживающей терапии.

Психологический тренинг

Цель психологических тренингов – уравновешивание основных нервных процессов: тормозного и возбудимого, устранение страха перед речью. Основной принцип психологических тренингов – «относитесь к заиканию проще, и тогда оно само пройдет». Вся работа направлена на изменение личности заикающегося человека. Психолог учит справляться с волнениями и страхом речевых ситуаций. Такой подход помогает снизить напряжение и модифицировать заикание так, чтобы оно не мешало общению. По мнению психологов, неправильный настрой родителей и чересчур трепетное отношение к проблеме только усугубляют ситуацию. Поэтому психолог одновременно работает и с ребенком, и с его родителями.

Результат: Тренинги помогают избавиться от приобретенного заикания, причиной которого послужил сильный стресс, испуг или информационная перегрузка нервной системы. В этом случае результат заметен через 2-4 месяца еженедельных психологических тренингов.

Логопедический подход

Цель логопедических занятий – научить ребенка правильной технике речи. Сначала логопед учит малыша пропускать в речи слова, на которых он «спотыкается». После этого специалист объясняет чаду, как перед трудным словом делать паузу и проговаривать его плавно, нараспев. Например, так: «Мне ннннужна (пауза) ну-нужна книжка». В дальнейшем ребенка знакомят с тем, как можно контролировать свою речь, говорить не нервничая, не ожидая неудачи, без напряжения. Малыш учится заканчивать нужное слово с помощью растягивания или скольжения (Мне ну- ну- нннужна книжка). На третьей стадии ребенка обучают заменять трудное слово до того, как оно будет произнесено. Особое внимание логопед уделяет увеличению словарного запаса малыша. Иногда заикание возникает оттого, что ребенок нервничает, затрудняясь в выборе подходящего слова. При помощи специальных игр логопед расширяет словарный запас и «ставит» произношение отдельных звуков. Некоторые специалисты при лечении заикания пользуются действием обратной связи. Ребенок говорит в микрофон, подсоединенный к прибору (полифонатору). С помощью наушников он слышит свою речь с задержкой, с эффектом эха. В результате малыш начинает говорить громче, замедляя темп речи.

Результат: Большинство логопедов считают неэффективной работу с заикающимся ребенком, которому меньше трех лет. Только когда процесс становления речи завершен, можно начинать занятия с логопедом. У детей старше 5 лет сдвиги в лучшую сторону заметны уже после 10 занятий (два раза в неделю). А для достижения плавной речи ребенку потребуется пройти курс от 4 месяцев до года.

Дыхательные упражнения

Цель дыхательных упражнений – снять внутреннее напряжение, страх перед речью, которые непроизвольно возникают у заикающихся детей. Для этого малышей обучают специальной технике дыхания. Короткий вдох через нос и непрерывный, продолжительный и бесшумный выдох через рот длительностью 4-5 секунд. Освоив это упражнение, ребенок учится на выдохе произносить слова, в идеале 4-5 слов подряд. Задача дыхательных упражнений – сделать так, чтобы кроха смог произносить фразу слитно, как бы на одном выдохе. Некоторым детям нравится вариант дыхательных упражнений, основанный на «пропевании» или «прокрикивании» фраз. Всем известно, когда человек поет или кричит – он не заикается. Это объясняется тем, что при крике и пении мышцы, участвующие в дыхании, расслабляются и дыхание само собой нормализуется. Данным методом заикание лечили еще наши прабабушки.

Результат: Для достижения заметного результата дыхательные упражнения следует делать 3-4 раза в день по 20-30 минут. Уже через неделю речь ребенка станет более плавной. Для стойкого эффекта потребуется 4-5 месяцев занятий.

Точечный массаж.

В последние годы при лечении заикания у детей хорошие результаты дает точечный массаж. Этот метод помогает снять повышенную возбудимость речевых центров, восстанавливает нервную регуляцию речи.

Результат: Точечный массаж при заикании не имеет возрастных границ – чем раньше вы начнете делать его ребенку, тем сильнее эффект. Для достижения плавной речи потребуется пройти около 3 курсов. Курс включает в себя 15 процедур, причем первые 3-4 проводят ежедневно, а последующие – через день. Между первым и вторым курсами необходимо выдержать интервал в две недели, между вторым и третьим – интервал от трех до шести месяцев. В дальнейшем курсы повторяют в течение двух-трех лет через каждые полгода.

Гипноз

Метод гипносуггестивной терапии эффективен при невротических формах заикания. После погружения больного в гипнотическое состояние проводится внушение, нацеленное на общее успокоение. Затем идет внушение, нацеленное на уравновешивание основных нервных процессов: тормозного и возбуждающего. Восстановление их качеств: силы и подвижности, растормаживание центрального и наружного аппарата речи, устранение страха перед речью. Далее проводится основное внушение, нацеленное на перестройку отношения маленького пациента к своему страху перед речью. Врач внушает ребенку, что у него нет оснований бояться и стесняться того, как он говорит. Следовательно, нужно смелее вступать в речевой контакт. В состоянии гипноза врач разговаривает с ребенком и «загружает» в него основные логопедические правила речи.

Если в состоянии гипноза ребенок не заикается, это признак того, что лечение данным методом, скорее всего, будет эффективным. После резюмирующего внушения и выведения больного из лечебного сна врач вновь проводит тренировку речи. Специалисты советуют с осторожностью использовать гипноз у детей до 7 лет. Для данной методики непременным условием является созревшая психика. Если вы решили воспользоваться этим методом, доверяйте своего ребенка только профессионалам, которые проводят все сеансы при вашем активном участии.

Результат: Количество сеансов зависит от «давности» заболевания и глубины речевых расстройств. Уже после одного сеанса гипноза ребенок может избавиться от заикания. Но чтобы добиться стойкого эффекта, после сеансов гипноза необходимо заниматься с логопедом или психоневрологом.

Компьютерные программы

При помощи компьютерной программы можно существенно улучшить плавность и эмоциональность речи, а в ряде случаев и полностью освоить сознательный ее контроль. Отличительной чертой отечественной системы от мировых аналогов является использование психотерапевтических принципов, наряду с традиционными логопедическими приемами, а также биологической обратной связью – эхо-эффект, интерактивный частотный анализ и так далее.

Для установки компьютерной программы лечения заикания необходимо наличие процессора Pentium MMX / 200 МГц, ОЗУ 164 Мб, звуковой карты, СD-ROM, микрофона, динамиков (наушников) и 200 Мб свободного места на жестком диске. Кроме того, в Windows требуется программная поддержка воспроизведения mp3-файлов. Домашняя версия программы стоит около 4500 рублей. Все последующие обновления программы предоставляются пользователям бесплатно. На данный момент врачи рекомендуют использование таких программ, как "Бриз Мейкер", «Dr. Fluency», «Speak gentle» или отечественного аналога «Демосфен». 

Результат: Компьютерные программы лечения заикания наиболее эффективны в самом начале процесса. Их разработчики обещают достижения плавности речи через 2-3 месяца регулярных занятий. К сожалению, детям до десяти лет не просто правильно использовать возможности данной программы. Для избавления от заикания им необходимы занятия вместе с родителями. Удачи и здоровья!

14:06
31.08.2016


psiholog

Kiev

постоялец
постоялец

сообщений 208

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ

(при невротическом виде заикания вводится так называемый "охранный режим") 

1. Ввести режим молчания: не спрашивать, не инициировать разговор, сводить общение к минимальным ответам со стороны ребенка. Не устраивать публичных выступлений.

2. Всей семье говорить тихо, медленно, ровно, спокойно, нараспев, шепотом. Не кричать, не вскрикивать, короче, максимально монотонно и тихо общаться – успокаивать ребенка своим примером.

3. Обеспечить тихую и спокойную бытовую обстановку. Запрещено скандалить, кричать или ссориться в присутствии ребенка.

4. Запрещается запугивание, наказания, окрики на ребенка.

5. Исключить телевизор, новые книжки, мультики. Особенно во второй половине дня. Книжки или сказки максимально добрые и ненасыщенные событиями. Читать немного.

6. Исключить цирк, театр, зоопарк, новых людей, поездки, переезд на новое место жительство и смена садика – все, связанное с эмоциями.

7. Гулять лучше по парку, а не на площадке. Или на площадке, но без детей.

8. Постараться больше играть в спокойные, простые игры: песок, вода, мозаика, конструктор. Но если ребенку надо поорать и побегать – пусть поорет и побегает. Главное, чтобы его никто не заводил, чтобы сам.

9. ГЛАВНОЕ – не поправлять. Вообще не фиксировать внимания на заикании. Он не должен на нем концентрироваться. Можно говорить: "Не спеши", "Говори мееедленннно и красиииво". Можно подсказывать, если понятно, что он имеет в виду, чтобы он не заканчивал фразу. Т.е. опять сводить разговор к односложным ответам ребенка.

10. Уделять больше внимания. Внимательно слушать, не вынуждать его повторять, реагировать на вопросы.

11. Разговаривайте с ребенком. Сами проговаривайте всё, что делаете словами. Например, «Сейчас мы пойдем мыть руки, а сейчас берем тарелку и садимся кушать».

12. Родителям не меньше 5-8 раз в день показывать ребенку свою любовь. Обнимать, гладить по голове или по спине, говорить слова любви.

13. Хвалить ребенка при малейшем поводе, даже при маленьких достижениях. Вселять уверенность в себе. Хвалить чаще, чем ругать.

14. В воспитании должно быть меньше запретов. Руководствуйтесь правилом – если это не опасно для жизни и здоровья – значит можно!



Перевод форума – Информационная сеть "Школы Харькова" специально для сайта ПСИХОТЕРИКА

Временная зона: UTC 3

Максимум онлайн было: 32

Сейчас на форуме:
1 Гость

Сейчас просматривает эту тему:
1 Гость

Статистика форума:

Категории: 1
Разделы: 16
Темы: 182
Сообщения: 761

Участники:

20 участников
2 гостей

2 администраторов

Новички: stas5577, SerVakuL, scarabaeus, Lesya Gagan, Nazar Seneyko



 
!
Join the forum discussion on this post