21:08 25.01.2012
| psiholog
| | Kiev | |
| постоялец | сообщений 209 | |
|
|
Противостоять агрессии…
Наверно, глупо верить, что можно исключить агрессию из своей жизни. Эта эмоция так же естественна и имеет право на существование, как радость или удивление. Кроме того, иногда она обладает полезным свойством — позволяет снять напряжение, а в умеренных дозах еще и формирует завидный характер — человека, который умеет отстаивать свои позиции и достигать успеха. Плохая новость состоит в том, что далеко не все знают, что такое «умеренные дозы». Иногда вспышки гнева становятся неконтролируемыми, а усугубляется все оппонентом или «жертвой», которые не знают, как себя повести правильно в такой ситуации. Но вы можете научиться справляться с гневом других.
«Справляться с чужим гневом» — самое сложное. Справиться — значит понять причину агрессии как таковой, сохраняя собственное самообладание. Сделать это можно и до наступления критической ситуации. Так, психологи считают, что причина — в острой необходимости желаемого (мороженого — для детей, внимания — для родителей, одиноких стариков или брошенных жен, власти — для карьеристов). А философы рекомендуют принять «одну простую истину»: если кто-то гневается, значит, проблема не в вас, проблемы у него. Такая позиция автоматически меняет враждебное отношение к агрессору на сочувствие. Если не удается поменять свое отношение с ходу, когда конфликт уже начался, попробуйте эти две несложные уловки:
- Не спешите отвечать: сосчитайте до десяти. Охладите пыл.
- Пока охлаждаетесь и думаете, что сказать, ответьте для себя на вопрос: действительно ли этот спор настолько важен, чтобы тратить на него столько сил?
Тогда, возможно, вы не скажете того, о чем будете жалеть.
Управление гневом. Означает — взять ситуацию под свой контроль, восстановить диалог. Как правило, легче всего это сделать уже после эмоционального взрыва — когда агрессор более склонен к беседам. После всплеска эмоций можно сказать приблизительно следующее:
«Мне неприятно то, что произошло. Нет ничего хорошего, в том, чтобы так решать проблемы…»
«Разве ссоры — это единственный способ решения проблем?»
Нужно понимать, что агрессивный темперамент свойственен тем, кто был обделен заботой и любовью в детстве. На самом деле, часто агрессоры сами не уверены в себе, нередко ощущают страх и беспомощность, но не умеют анализировать и озвучивать свои чувства, вести переговоры и мирно решать конфликты. Все это превращается в отчаянную попытку доминировать, не принимая при этом личной ответственности.
И. И. Огороднийчук, директор комуникационной поддержки Национальной горячей линии по предотвращению насилия «Ла Страда-Украина»
|
|